Что обычно спрашивают на ПМПК?
Вопросы специалистов ПМПК подбираются индивидуально, исходя из возраста ребенка и его особенностей. Они охватывают несколько ключевых областей:
• Социализация:
- ребенка могут спросить о себе, своих близких, друзьях, любимых занятиях в школе или детском саду.
- могут спросить имена учителей или воспитателей.
- спрашивают о домашних животных: их кличках, кто за ними ухаживает. • Знания об окружающем мире:
- проверяют понимание базовых понятий: утро/день/вечер/ночь, будни/выходные;
- смотрят, как ребенок ориентируется в пространственных и количественных соотношениях: больше-меньше, длиннее-короче, живое-неживое.
• уточняют знание цветов, форм предметов, их расположение (например, "что находится на столе?").
• Логическое мышление и обобщение:
- предлагают объединять предметы по общему признаку (например, суп, помидоры, конфеты - это еда).
- выбрать лишний предмет и объяснение своего выбора.
- уточняют назначение различных предметов, знают ли дети названия профессий.
- проверяют знание частей тела и их функций.
• Память:
- могут попросить повторить ряд слов, услышанных на слух.
- предлагают запомнить расположение картинок или предметов, а затем определить, что изменилось.
• Речевое развитие:
- правильность построения предложений, произношение звуков, согласование слов по родам и числам, употребление времен глаголов.
- предлагают объяснить значение слов, привести примеры синонимов (например, счастливый – радостный) и антонимов (горячий – холодный).
- уточняют, сколько слов в предложении, какие звуки в нем есть.
• понимает ли ребенок разницу между словами, похожими по звучанию (бочка – почка).
• Связная речь и понимание:
- предлагают составить небольшой рассказ по серии картинок.
- предлагают прослушать несколько предложений и пересказать их или ответить на вопросы по содержанию.
• могут попросить показать какое-либо действие (например, как вы рисуете).
• Моторика и координация:
- проверяют координацию движений: поймать мяч, удержать равновесие на одной ноге. ВАЖНО ПОНЯТЬ: Все эти задания – это обычные вопросы и способы диагностики. Главное – не сам факт выполнения или невыполнения задания, а причины, по которым ребенок не справился. Переволновался ли он, или трудности связаны с особенностями его развития. Не пугайтесь! Ребенку, для которого русский язык не родной, или ребенку с педагогической запущенностью может быть сложнее подобрать синонимы или объяснить пословицы. Но это не означает, что он не способен к обучению. Подготовка – ваш помощник! Готовить ребенка к ПМПК можно. Это поможет ему чувствовать себя увереннее, снизит волнение и даст понимание того, чего примерно ожидать.
ПОМНИТЕ, что специалисты стремятся понять ребенка. Вопросы, которые задают, учитывают его возраст и индивидуальные возможности. Подготовил: педагог-психолог ТПМПК Кировского района г. о. Донецк Посуховская Татьяна Николаевна